Началом истории кругосветной гонки Volvo Ocean Race можно считать 1969 год, когда Робин Нокс-Джонстон выиграл The Sunday Times Golden Globe Race и стал первым в человеком совершившим безостановочное кругосветное плавание в одиночку. Кроме того, благодаря его триумфу, у двух парней родилась идея кругосветной парусной гонки. Принять участие в новой гонке могли бы любые яхты с полным экипажем. В качестве маршрута предлагалось использовать старые торговые пути. Этих парней звали Гай Пирс и Энтони Черчиль.
Ничего подобного в то время не существовало, поэтому сразу нашлись капитаны жаждущие подобного приключения. Однако поиски спонсоров, а также клуба, который взялся бы за организацию, шли тяжело. Так продолжалось до тех пор, пока эту гонку не предложили провести Королевской Ассоциации Парусного Мореплавания. Для обсуждения этого предложения, в дымном пабе Портсмута в 1971 году, встретились два достойных джентельмена: член семьи пивоваров, полковник Билл Уитбред и глава Королевской Ассоциации Парусного Мореплавания, адмирал Отто Штайнер. Как результат встречи в 1973 году стартовала первая гонка, которая получила имя Whitbread Round the World.
Регата стартовала 8 сентября 1973 года в проливе Солент возле города Портсмут, 17 яхт с 167 членами экипажей устремились на юг к Кейптауну. Лодки участников были стандартными морскими крейсерскими яхтами того времени и мало чем отличались от яхт провожавших регату зрителей. В состав экипажей в основном входили новички и хоть капитаны яхт были опытными яхтсменами, для многих старт гонки был шагом в неизвестность. Гоняться приходилось используя только секстант и точный расчет своего положения с помощью компаса и лага.
С момента озарения Пирса и Черчиля прошло уже почти четыре десятилетия и сегодня яхты строятся из материалов которые используются при созданиии космических челноков. Значительно выросла скорость: в 1973 году яхта Pen Duick VI сделала самый большой 24-часово переход величиной 305 миль, в 2008 году яхта Ericsson сумела за это же время преодолеть 596,6 миль. В угоду скорости от комфорта не осталось и следа, отдельные каюты уступили место общим койкам, запасы свежей еды и пресной воды - протеиновым галетам и опреснителям. Члены экипажа - чемпионы мира, олимпийские чемпионы и только самая талантливая молодежь.
1997 год ознаменовался двумя знаковыми событиями. Во первых все лодки должны были соответствовать правилам класса Whitbread 60, что позволило в системе зачета перейти от гандикапа к зачету по приходам на финише. Во вторых название гонок изменилось на Whitbread Round the World Race for the Volvo Trophy. К следующей кругосветной гонке концерн Volvo выкупил все права на проведение и гока была переименована в Volvo Ocean Race.
Годы
|
Класс
|
Этапов
|
Портовых гонок
|
Участ-ников
|
Старт
|
Финиш
|
Яхта
|
Капитан
|
1973-74
|
9,8-24 м
|
4
|
0
|
17
|
Портсмут (Англия)
|
Портсмут (Англия)
|
Sayula II (Мексика)
|
Ramón Carlin (Мексика)
|
1977-78
|
16-23 м
|
4
|
0
|
15
|
Портсмут (Англия)
|
Портсмут (Англия)
|
Flyer (Голландия)
|
Conny van Rietschoten (Голландия)
|
1981-82
|
13-24 м
|
4
|
0
|
29
|
Портсмут (Англия)
|
Портсмут (Англия)
|
Flyer II (Голландия)
|
Conny van Rietschoten (Голландия)
|
1985-86
|
15-25 м
|
4
|
0
|
15
|
Портсмут (Англия)
|
Портсмут (Англия)
|
L'Esprit d'Equipe (Франция)
|
Lionel Péan (Франция)
|
1989-90
|
16-26 м
|
6
|
0
|
23
|
Саутхемптон (Англия)
|
Саутхемптон (Англия)
|
Steinlager 2 (Новая Зеландия)
|
Peter Blake (Новая Зеландия)
|
1993-94
|
26 м и Whitbread 60
|
6
|
0
|
14
|
Саутхемптон (Англия)
|
Саутхемптон (Англия)
|
NZ Endeavour (Новая Зеландия)
|
Grant Dalton (Новая Зеландия)
|
1997-98
|
Whitbread 60
|
9
|
0
|
10
|
Саутхемптон (Англия)
|
Саутхемптон (Англия)
|
EF Language (Швеция)
|
Paul Cayard (США)
|
2001-02
|
Whitbread 60
|
10
|
0
|
8
|
Саутхемптон (Англия)
|
Киль (Германия)
|
Illbruck Challenge (Германия)
|
John Kostecki (США)
|
2005-06
|
Volvo Open 70
|
9
|
7
|
7
|
Виго (Испания)
|
Готенбург (Швеция)
|
ABN Amro I (Голландия)
|
Mike Sanderson (Новая Зеландия)
|
2008-09
|
Volvo Open 70
|
10
|
7
|
8
|
Аликанте (Испания)
|
Санкт-Петербург (Россия)
|
Ericsson 4 (Швеция)
|
Torben Grael (Бразилия)
|
|